GZEX.RU – первый специализированный ресурс для удаленной работы, тесно связанный со спецификой рынка госзакупок
В наше непростое, кризисное время рынок госзаказа стал своего рода “спасательным жилетом” для отечественной экономики. Данный тезис прекрасно иллюстрируют следующие цифры: общий объем рынка госзакупок, включая закупки госкорпораций, достиг более 30 трлн рублей. А число специалистов, занятых в этой сфере, превысило один миллион человек. Таким образом, мы можем смело утверждать, что госзаказ стал рынком номер один, а также важнейшим инструментом всесторонней поддержки российской экономики.
В начале 2017 года начал функционировать новый федеральный ресурс – GZEX.RU, позволяющий участникам рынка госзакупок удаленно заказывать широкий спектр услуг, таких как, например, подготовка заявок, составление жалоб, подборка закупок, получение юридических консультаций и т.п. Вы можете стать заказчиком или исполнителем таких услуг, зарегистрировавшись на сайте уже сейчас.
О том, как работает проект, о его преимуществах и целевой аудитории ресурса рассказал Дмитрий Сурков, создатель GZEX.RU.
— Дмитрий, давайте начнем с самого начала. Как вы попали в сферу госзакупок?
— Все очень просто – мы оказывали консалтинговые услуги для строительной компании с целью продвижения ее услуг на рынке. Это было более 10 лет назад. В процессе нашей деятельности пришло понимание, что эффективнее всего сработало получение новых заказов через участие в государственных тендерах. Так я заинтересовался этим рынком. Но в 2007 году сфера госзакупок существовала в совершенно другом виде. Вся система регулировалась иными законами, нежели сейчас, и существовала исключительно на бумаге. Я очень рад тому, что на смену традиционной схеме работы пришли новые технологии, и у меня появилась возможность создать такой ресурс, как GZEX.RU.
— Надо полагать, что вы стали активным участником рынка.
— Да, совершенно верно. У меня был опыт участия в госзакупках в самых разных отраслях: это строительство и благоустройство, поставки товаров, оказание различных услуг, научные и проектные работы. И это далеко не полный список.
— В какой момент вам пришла в голову идея создать GZEX.RU?
— Идею реализации проекта я вынашивал достаточно давно. Времена менялись – на смену бумажным закупкам пришли электронные, но одно осталось неизменным – всегда не хватало грамотных специалистов, от работы которых зависит очень и очень многое. К примеру, будет ли заявка компании допущена к торгам, либо отклонена комиссией. Важно понять один момент – в случае даже незначительной формальной ошибки все подготовительные работы, такие как расчет себестоимости, составление заявки, внесение денежных средств для участия в закупке и т.д. – будут абсолютно напрасны. Я много об этом думал, и ко мне пришла идея создать продукт, благодаря которому можно было бы найти лучших специалистов по всей стране, которые могли бы помочь компаниям участвовать в торгах и выигрывать. Хороших специалистов трудно найти, а цена ошибки очень высока. К примеру, если неквалифицированный сотрудник подготовил заявку на участие в торгах на 100 млн. рублей и совершил ошибку, заявка будет отклонена комиссией и вы получите на выходе лишь впустую потраченное время и деньги, а ваши конкуренты – заключенный контракт.
— Каким образом ресурс GZEX.RU позволяет решить эту проблему?
— Для начала я расскажу как расшифровывается аббревиатура сайта. GZ – как нетрудно догадаться – госзаказ. EX – сокращение от английского слова “exchange” – обмен или биржа. Таким образом, у нас получается понятная и простая история. GZEX.RU – биржа услуг в сфере государственного и муниципального заказа, где участники закупок могут найти для себя специалистов в различных категориях и по различным критериям. С другой стороны, специалисты, которые зарегистрировались и прошли аккредитацию на сайте, могут получить существенный дополнительный доход. И если они делают свою работу хорошо, то перед ними открывается перспектива практически неограниченного спроса на их услуги в масштабах страны.
— Расскажите о том, как работает сайт.
— На сайте представлены две группы участников: пользователи, которые являются заказчиками услуг (в терминологии сайта – создают “задания”) и исполнители таких услуг. Всю схему работы я снова опишу на примере, когда организации необходимо составить заявку на участие в торгах. На GZEX.RU представитель организации создает новое задание типа “составить заявку”, указывает примерный бюджет, срок и условия его выполнения. Важно, что наш ресурс позволяет привязать такие задания к конкретным закупкам. При указании номера извещения, сведения о закупке автоматически подгружаются из единой информационной системы zakupki.gov.ru и отображаются в задании. Далее опубликованное задание видят аккредитованные исполнители и размещают свои предложения: за какую сумму и на каких условиях они готовы приступить к работе. После этого заказчик выбирает одно из полученных предложений, которое ему наибольшим образом подходит. При выборе исполнителя он может руководствоваться различными критериями: стоимость, которую предлагает исполнитель, его рейтинг, отзывы о нем, примеры работ. После выбора специалиста задание переходит в статус “выполнение”. Создается отдельный кабинет, в котором заказчик и исполнитель получают контактные данные друг друга для оперативной связи. Там же они могут вести личную конфиденциальную переписку, обмениваться файлами. По итогам, заказчик и исполнитель нажатием кнопки уведомляют администрацию сайта о статусе задания: выполнено оно или нет. Если стороны не могут прийти к общему решению, подключается арбитражная служба сайта. Это примерный жизненный цикл задания.
— Есть ли какие-то особенности при размещении и выполнении заданий, продиктованные спецификой рынка госзакупок?
— Разумеется. При создании задания можно выбрать дополнительные условия его размещения и выполнения. Например, можно разместить задание анонимно. Никто не увидит, кто является заказчиком по заданию до тех пор, пока не будет выбран конкретный исполнитель. Почему это важно? Многие компании не хотят афишировать, что они нуждаются в той или иной услуге по определенной закупке. Часто, для того, чтобы не демонстрировать такую информацию конкурентам. Также реализован функционал создания “скрытых” заданий. В этом случае задания не будут отображаться для других пользователей, кроме тех, кому автор задания самостоятельно откроет доступ. Эти функции позволяют соблюдать конфиденциальность. Еще одно возможное условие – эксклюзивное оказание услуг. В данном случае заказчик приобретает исключительное право на результат оказанной услуги, а исполнитель принимает на себя обязательство не работать с третьими лицами в рамках одной и той же закупки. Для компаний важно, чтобы исполнитель не перепродал, например, составленную заявку другой организации и, таким образом, не привлек ненужных конкурентов. Еще одно интересное условие – оплата по достижению результата, когда заказчик платит только в том случае, если задание выполнено надлежащим образом и привело к фактическому результату, такому как допуск заявки.
— Кто является целевой аудиторией ресурса?
— Целевая аудитория – участники закупок и специалисты (физические лица или организации), оказывающие для них услуги на рынке госзакупок.
— В чем преимущества данного проекта?
— Основное преимущество состоит в том, что сайт пытается максимально обезопасить участников закупок от недобросовестных услуг и подобрать для них лучших исполнителей по наиболее выгодным условиям. Какими средствами это достигается? Чтобы стать исполнителем, необходимо пройти аккредитацию на сайте, в том числе указать свои персональные данные и пройти собеседование по телефону. Каждому специалисту присваивается рейтинг, который доступен для всех пользователей сайта. Кроме того, ресурс дает возможность размещения и просмотра отзывов по итогам выполнения заданий. Если исполнитель получает негативные отзывы, то помимо того, что падает его рейтинг, он может быть совсем заблокирован на GZEX.RU. Таким образом, сайт помогает заказчикам найти самых ответственных специалистов. Ну и, разумеется, сайт имеет удобный интерфейс.
— В чем отличие использования GZEX.RU от прямых контактов заказчика и исполнителя, например, по телефону?
— Лично для меня важно наличие третьей стороны, которая обеспечивала бы контроль и могла бы вмешаться, если что-то пойдет не так. Ей и является наш проект. Кроме того, для исполнителей сайт является источником дохода. Они дорожат своим рейтингом и отзывами о себе. Если какое-либо задание зашло в тупик (заказчик и исполнитель не могут договориться между собой), то есть возможность обратиться к арбитражному сервису сайта. Это люди, которые обладают высокой степенью квалификации на рынке госзакупок. Они связываются с обеими сторонами, выясняют все обстоятельства и принимают взвешенное решение. Это дает еще один уровень защиты от недобросовестных действий. Плюс возможности интерфейса: сравнение предложений всех заинтересованных исполнителей, переписка, обмен и хранение файлов, систематизация заданий по их статусам и т.д. На GZEX.RU мы стараемся обеспечить максимальное удобство и безопасность для всех его пользователей.
— Если ли у проекта конкуренты?
— В нише государственных закупок, конкурентов, использующих такую же модель бизнеса пока нет. Здесь мы первые! Есть отдельные сайты по упрощению процедуры получения банковских гарантий, подачи жалоб. Или, с другой стороны, есть сайты, которые предоставляют возможность заказа совсем широкого услуг от поиска курьера до оказания юридических консультаций. Но для заказа специализированных услуг на рынке госзакупок заметных проектов пока не попадалось.
— Большое спасибо! А теперь дайте совет: как компании победить на торгах?
— Десятилетие работы на рынке госзакупок привело к пониманию того, что статистика решает всё. Чем больше ты участвуешь, тем выше вероятность победы. Первостепенное значение имеют подготовительные работы: подбор закупок, анализ, составление заявок и их проверка, составление запросов на разъяснение положений документации, точный расчет себестоимости контракта и т.д. И здесь нужны специалисты, а наш сайт придет на помощь. Многие компании ведут неправильную политику. Они выбирают отдельный лот, обычно самый выгодный с их точки зрения, и считают, что непременно победят. А там и происходит самая жесткая конкуренция! Победитель один. Для всех остальных – лишь зря потраченные силы. Но, согласитесь, вероятность победы гораздо выше, если вы участвуете сразу в 10 закупках. На 100 закупок – с десяток побед. Хорошая арифметика.