Закрыть окно
Регистрация Личный кабинет

Блог

Узнайте о новостях первыми!

ВАШ E-MAIL:

Реформа СРО в разрезе 223-ФЗ

21.11.2018

Далеко не первый год раздаются возмущенные речи, что заказчики создают невыносимые условия для участия в закупочных процедурах. Тем самым уничтожая все благие цели, которые заложены как в Закон № 44-ФЗ, так и в Закон № 223-ФЗ. При этом критики упускают ситуацию, когда законодатель сам создает условия для конфликтных ситуаций между участниками закупок и заказчиками.  С 1 июля 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 № 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который радикально изменил порядок проведения закупочных процедур в рамках Закона № 44-ФЗ и Закона № 223-ФЗ. О таких изменениях и пойдет речь ниже. Прошло больше года с момента реформы, но полного и единого понимания новых правил так и не сформировалось ни у одной из сторон. На данный момент однозначно ясно, что участники, которые планируют заключать договоры по итогам конкурентных закупочных процедур, должны быть в обязательном порядке членами саморегулируемых организаций (СРО).

Но стоит помнить, что существуют ситуации, в которых заказчик не вправе требовать от участника закупки подтверждения членства в СРО.

В первом случае законодатель устанавливает в ГрК РФ перечень организаций, которым не требуется участие в СРО, куда попадают, в том числе, государственные и муниципальные учреждения, юридические лица с государственным участием, унитарные предприятия.

В другом случае, когда цена договора на выполнение строительства, реконструкции или капитального ремонта объектов капитального строительства составляет меньше трёх миллионов рублей. В случае, если НМЦ(К) изначально меньше 3 млн. рублей, то требование заказчика о подтверждении членства в СРО будет неправомерным. В случае если в ходе закупочной процедуры участник закупки сам предложил цену ниже 3 млн. рублей, то он вправе не предоставлять подтверждение членства в СРО. Данное исключение справедливо только для указанных выше работ, в случае с выполнением работ по проектным работам или по проведению изысканий данное правило не работает.

Вообще к организациям, которые осуществляют строительные работы, приковано особое внимание. Так для них устанавливается региональный принцип членства в СРО, то есть строительная компания должна быть зарегистрирована в СРО по месту своей «прописки». Строительная компания, зарегистрированная в Москве, не сможет вступить в питерское СРО, даже если всю свою деятельность осуществляет именно в городе на Неве. По мнению сторонников реформы СРО, именно эта мера позволит улучшить контроль над строительными работами. Но во времена удивительной человеческой мобильности и высоких технологий в сфере коммуникаций, такая норма выглядит достаточно абсурдной и создает дополнительные проблемы.

Также фундаментальной поддержкой бизнеса и мощным стимулом для участия в закупочных процедурах как в рамках Закона № 44-ФЗ, так и Закона № 223-ФЗ является наличие у участника закупки сформированного компенсационного фонда обеспечения исполнения договорных обязательств по договорам (контрактам), заключённым по результатам конкурентных процедур закупок. В теории каждая саморегулируемая организация несет ответственность перед заказчиками за действия своих членов. В рамках этого действия каждая СРО создает компенсационный фонд, который наполняется членами СРО. Без таких взносов организация не имеет права заключать договоры в рамках Закона № 44-ФЗ и Закона № 223-ФЗ. Так минимальный взнос для членов СРО в области архитектурно-строительного проектирования или инженерных изысканий составляет 150 тысяч рублей, что позволит заключить договоров на общую сумму 25 миллионов рублей, для строителей минимальный взнос равен 200 тысячам рублей, что позволит заключить договоров на общую сумму 60 миллионов рублей. Это является дополнительным финансовым бременем для участников закупок, при учете, что данные взносы никак не влияют на условия обеспечения заявки и договора. В итоге для участия в закупочной процедуре организация должна внести деньги в компенсационный фонд, а также внести обеспечение заявки, и если второй платёж можно осуществить возвратными способами, то с первым так не получится.

Учитывая вышесказанное заказчикам нужно помнить о ряде факторов при составлении закупочной документации. Для начала заказчику, основываясь на техническом задании, необходимо определить степень допуска, которым должны обладать участники.

ГрК РФ дает три вида допуска:

  1. в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии);
  2. в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства (кроме объектов использования атомной энергии);
  3. в отношении объектов использования атомной энергии.

Заказчику необходимо четко понимать, какой допуск нужен для выполнения конкретных работ, установление избыточных требований является поводом для обращения в контролирующие органы.

Форма документа, подтверждающего членство участника в СРО, установлена приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 № 58 «Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации». На мой взгляд, заказчику необходимо требовать оригинал или нотариально заверенную копию такой выписки. Контроль за действиями своих членов, в том числе, и в вопросах заключения договоров, возложен на СРО. Оригинал выписки или нотариально заверенная копия может служить аргументом в случае возникновений конфликтных ситуаций. В Интернете на данный момент функционирует два реестра членов СРО:

  • НОПРИЗ - http://nopriz.ru/nreesters/elektronnyy-reestr/;
  • НОСТРОЙ - http://reestr.nostroy.ru/reestr.

Предполагается, что в них содержится актуальная информация, но на данный момент оба реестра далеки от идеала, начиная с того, что информация обновляется в непозволительно долгие сроки и, заканчивая тем, что все данные, опубликованные там, никак не оформлены юридически. Если, например, на сайте ФНС России можно получить выписку из ЕГРЮЛ с электронной подписью налоговой службы, то в данных реестрах такой функционал не предусмотрен. В Законе № 44-ФЗ установлено, что срок такой выписки должен быть не менее одного месяца до срока окончания подачи заявок. Считаю, что заказчики, действующие в рамках Закона № 223-ФЗ, могут совершенно справедливо использовать такой же срок в своей документации. Участникам закупочных процедур же предстоит следить за наличием и сроком таких выписок.

Также необходимо предусмотреть в проекте контракта (договора) одностороннее расторжение в случае, если исполнитель исключается из членов СРО.

На мой взгляд, установление этих требований в документации достаточно, чтобы провести закупочную процедуры и не последовать в ФАС России - обсуждать тематику членства СРО. На данный момент подразумевается, что контроль за заключенными договорами осуществляет СРО, а не заказчик. Единственное, что может адекватно проверить заказчик - это соответствие уровня ответственности цене, предложенной участником закупки. Отклонение участника закупочной процедуры на основании информации об общей сумме заключенных договоров, взятой из ЕИС, мне видится достаточно зыбким. Чтобы использовать эту информацию нужно быть абсолютно уверенным в том, что все заказчики корректно публикуют информацию о договорах, в том числе и об их исполнении. К сожалению, на данный момент это совершенно точно невозможно сделать. Вся остальная необходимая информация предусмотрена формой выписки из реестра членов СРО, которую участники прикладывают к своим заявкам.

Подводя итоги, можно сказать, что проведена достаточно небрежная реформа, конечный итог, которой неясен. С одной стороны заказчики получили, вроде бы, дополнительную страховку со стороны СРО, с другой, механизм такой страховки не выглядит однозначным и прозрачным. Участники закупочных процедур получили же для себя дополнительное финансовое бремя, которое объективно не каждый осилит. В итоге это все приведет к снижению конкуренции и повышению расценок в сегменте строительства, проектирования и изысканий.

 

Об авторах

Шкирдов Дмитрий Георгиевич
Дмитрий Шкирдов
Преподаватель института управления закупками и продажами им. А.Б. Соловьева НИУ ВШЭ

 

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Блог», может не совпадать с мнением администрации сайта.