Закрыть окно
Регистрация Личный кабинет

Блог

Узнайте о новостях первыми!

ВАШ E-MAIL:

Дискриминационные требования к участникам закупок по 223-ФЗ

03.04.2018

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ) и в 2018 году встречает неоднозначное отношение. Во многом это связано с тем, что данный закон предоставляет слишком большую свободу действия для заказчиков. И стоит признаться, что иногда эта свобода сильно вредит принципам Закона № 223-ФЗ: равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупочных процедур.
 
Закон № 223-ФЗ отдает на откуп заказчику установление требований к участникам, а также порядок оценки заявок. К сожалению, не у всех заказчиков получается распоряжаться такой свободой.
 
Требование к участнику о наличии у него опыта работ, аналогичного предмету закупок, является логичным. Ведь даже в обычной жизни никто из нас не захочет платить деньги людям за те работы, которые они никогда не выполняли. В своем письме от 14 сентября 2016 г. № Д28и-2344 Минэкономразвития России соглашается с этой позицией, но уточняет, что при этом требования заказчика не должны быть дискриминирующими и не должны приводить к ограничению числа участников закупки.
 
Попробуем разобраться, что скрывается за такой формулировкой.
 
В запросе котировок заказчик установил требование о том, что у участника должен быть положительный опыт работы непосредственно с этим заказчиком, в ином случае заявка отклоняется. Комиссия ФАС России рассмотрев жалобу участника пришла к выводу, что такое требование нарушает требования законодательства и является необоснованным (Решение от 22.01.2016 № 223ФЗ-17/16). Стоит согласиться с комиссией, так как заказчику почти невозможно доказать, чем опыт работы с ним принципиально отличается от аналогичного опыта с другими организациями. При этом если поставить специфичный опыт в оценку, то ФАС России может лояльно к этому отнестись.
 
Заказчик установил в критериях оценки наличие у участников опыта выполнения работы в конкретном регионе. На заседании заказчик объяснил такую необходимость и доказал, что такой опыт имеется у многих организаций. Также был сделан упор на то, что данный критерий не является отборочным и никак не мешает компаниям принимать участие в данной закупке. Дополнительно внимание комиссии было привлечено к тому, что в закупках в рамках Закона № 223-ФЗ предусмотрена возможность объединения нескольких юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки. Приняв это во внимание, Комиссия Московского УФАС России согласилась с доводами заказчика, что в документации не было никаких признаков нарушения российского законодательства, и признала жалобу необоснованной (Решение от 01.06.2017 по делу № 1-00-1347/77-17). Схожей позиции придерживается и Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России, заказчик в своей документации установил опыт работы с конкретным заказчиком как один из критериев оценки заявок. Поскольку это требование не является отборочным и не препятствует участию в закупке жалоба была признана необоснованной (Решение от 16.03.2016 по жалобе № Т02-136/16).
 
Исходя из решений по жалобам, можно сделать вывод, что если заказчик хочет подтверждения наличия у участников закупки специфичного опыта, например, опыта работы с заказчиком или опыта работы в конкретном регионе, то это должно быть установлено в порядке оценки, и не должно быть отборочным требованием. Также такое требование не должно быть ключевым при оценке. При этом заказчику всегда нужно помнить, что в России не прецедентное право, соответственно, решения во многом зависят от лиц, которые их принимают и, к сожалению, могут радикально отличаться от существующей практики.
 
Заказчики могут устанавливать не только дискриминирующие требования, но и непрозрачный порядок оценки заявок. Одними из таких критериев являются различные вариации на тему «предложение участника о функциональных и качественных характеристиках товаров, работ, услуг». Закон № 223-ФЗ не несет прямого запрета на установление такого критерия, но в п.13. ч.10. ст.4 устанавливает, что в документации о закупке должен быть порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке. При этом такой порядок оценки должен быть понятен участникам, и они должны понимать за что они получают конкретные баллы. Поэтому, когда заказчик прописывает в документации фразу в духе, что максимальный балл получает наиболее проработанное предложение, то он идет на очевидное нарушение не только Закона № 223-ФЗ, но и Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Такой же позиции придерживается Комиссия ФАС России (Решение от 07.06.2016 № 223ФЗ-243/16) и Арбитражный суд г. Москвы (дело № А40-156155/16). Оценка должна быть прозрачной и понятной участнику и не допускать никакой возможности для заказчика субъективно оценивать поданные заявки. Необходимо добавить, что в вышеуказанном решении Комиссия ФАС России посчитала, что заказчик ограничил участников в правах, установив оценку опыта выполнения работ по территориальному признаку, что лишний раз доказывает, что к имеющейся практике стоит очень аккуратно относиться.
 
Стоит отметить, что с обеих сторон хватает недобросовестных действий, исходя из этого заказчики перестраховываются и могут устанавливать заведомо дискриминационные требования. Речь идет о требовании предоставлять банковскую гарантию только от определенного перечня банков, который устанавливается заказчиком. Желание заказчика понятно, особенно учитывая, что по состоянию на 1 января 2018 года в России зарегистрирован 561 банк, при этом только за 2017 год 62 банка прекратили свое существование. Подобная страховка со стороны заказчика является необоснованной, так как выбор банка участником закупки не влияет на выполнение условий по договору (решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.03.2016 по делу № А40-182651/2015-33-1270 и решение ФАС России от 23.11.2015 по делу № 223ФЗ-366/15). Чтобы избежать проблем заказчику целесообразно прописывать порядок замены банковской гарантии непосредственно в проекте договора. Создавать свой перечень банков — это очевидное нарушение законодательства, и оно может быть объяснено только субъективными представлениями заказчика.
 
В этом тексте были затронуты только некоторые проблемы, которые возникают при проведении закупок в рамках Закона № 223-ФЗ. К сожалению, сегодня отношения между заказчиками и участниками бывают далеки от идеала. Заказчики продолжают опасаться отношений, зачастую обоснованно, с новыми контрагентами, предпочитая работать с проверенными компаниями. Все это ведет к тому, практика Закона № 223-ФЗ вызывает определенные вопросы. Заказчикам важно помнить, что составление документации регламентируется не только собственным положением и желаниями, а также принципами, установленными российским законодательством. Устанавливая требования и порядок оценки в документации важно понимать, будут ли они объективны и имеют ли они отношение к выполнению работ по договору.

 

Об авторах

Шкирдов Дмитрий Георгиевич
Дмитрий Шкирдов
Преподаватель института управления закупками и продажами им. А.Б. Соловьева НИУ ВШЭ, заместитель начальника отдела АО "Моспроект-3" 

 

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Блог», может не совпадать с мнением администрации сайта.